Гимназия_1



Меню сайта


Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Главная » Статьи » Учебно-методические кафедры » УMК учителей иностранных языков

Способы социализации ученика гимназии через участие во внеклассной творческой работе

Пятая научно-практическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья "Гимназии и общество". Санкт-Петербург 2009г.

Комарова Г. В., руководитель кафедры классных руководителей, учитель английского языка, МОУ гимназия №1 г. Полярные Зори Мурманской области

Комарова

Внеклассная работа – многообразная образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая школой вне учебных занятий. Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы, одной из форм организации досуга учащихся,  представляет широкие возможности для всестороннего развития личности и подготовки её к активной деятельности в жизни.

Одним из видов внеклассной работы в нашей гимназии является творчество. Творчество – универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся.

При проведении бесед, вечеров, утренников, которых огромное количество проводится во всех без исключения образовательных учреждениях, лишь немногие школьники выступают в качестве организаторов и исполнителей. Конкурс, соревнование, игра, в которых предполагается участие классных коллективов,  требуют непосредственно активности каждого ученика этого класса. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

 Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, конференции. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Участвуя в коллективном деле, прикладывая усилия для того, чтобы классный коллектив выглядел достойно и если это конкурс, то непременно стал победителем или призёром, наш гимназист учится быть полезным в своём коллективе, учится общаться с товарищами, с людьми, которые в какой-то мере оказались причастны к тому делу, которым занимается данный коллектив. В целях патриотического воспитания  накануне Дня Защитника Отечества каждый год проводится конкурс  инсценированной  песни  среди учащихся 7 и 8 классов.

 На протяжении многих лет  в гимназии применяется такая форма коллективной деятельности, как театральный фестиваль, который способствует формированию личности с активной жизненной позицией, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Театральный фестиваль   обеспечивает интересную жизнь в стенах гимназии вне уроков,   заинтересованность родителей в творческих успехах детей (тем более, если ребёнок не совсем успешен в обучении).  Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями, между школьниками и специалистами. Ролевая театральная игра входит в систему художественно-эстетического воспитания школьников.

Творчество – сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающее нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической уникальностью. Учёный А.Н. Лук выделяет следующие компоненты творческого процесса:

  • зоркость в поисках проблем,
  • способность к перенесению,
  • побочное мышление,
  • целостность восприятия,
  • готовность памяти,
  • гибкость мышления и интеллекта,
  • способность к оценочным характеристикам,
  • лёгкость генерирования идей,
  • способность доводить дело до конца.

 

Сегодня существует проблема снижения уровня коммуникативной культуры  (совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которое способствует взаимопониманию и эффективному решению задач общения). По мнению психологов, именно коммуникативная культура является основой общей культуры личности, помогая создать её внутренний мир. Коммуникативная культура – это совокупность трёх культурообразующих компонентов: эмоциональная культура или культура чувств, культура мышления и культура речи. К сожалению, эмоциональной культуре уделяется мало внимания, в том числе и в семье. Эмоции же влияют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и волевые процессы. Настроение отражается на осознании мотива, принятии решения и процесса достижения цели. Организация работы с родителями по формированию эмоциональной культуры важна. Она включает коллективные творческие дела, праздники, концерты и т. д.

 Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Театральная деятельность неразрывно связана с литературой, умением общаться с книгой. «Книга – это духовное завещание одного поколения другом.- писал А. И. Герцен. -  Книга с нами всегда и везде, и мы попробовали найти в ней, а вернее, в её истории непрочитанные пока страницы или даже тайны. В окружающем нас рукотворном мире, созданном трудом и фантазией человека, нет ничего более таинственного и загадочного, чем книга». Театральные постановки, участие в фестивале заставляют участников обратиться к литературному тексту, по-новому прочитать уже известные страницы какого-либо автора.

Занятия театром дисциплинируют. Порой развязный и недисциплинированный парень, пришедший на первую репетицию ради смеха или от нечего делать, всерьёз проникается атмосферой искусства. Он становится не только участником, но и успешным актёром, что оказывает влияние на характер ученика. Он становится увереннее,  начинает гордиться собственными успехами.

 Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли актёра, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Школьное искусство знакомо ребятам с раннего детства, поэтому это даёт возможность в спектакле занимать ребят разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь ничто так не сближает, как совместные театральные труды.

 Одно из главных художественных выразительных средств театра – человеческая речь. Помимо уроков, где педагог уделяет грамотности, выразительности, чёткости речи, безусловно, много внимания, во время репетиций этому  уделяется немалое внимание. Расширяется словарный запас школьников, они узнают специальную терминологию. Театральный грим, костюмы, декорации – необходимые атрибуты любой постановки. Работа над их созданием развивает эстетический вкус, творческое воображение, находчивость, даёт возможность проявить свои личные возможности, умения и навыки. Эта деятельность позволяет формировать определённые навыки поведения на сцене, со зрителями, друг с другом.

 Занятия актёрским мастерством учит человека владеть своим телом, мимикой, эмоциями, учит языку жестов. Над формированием этих навыков работают учителя гимназии, привлекаются и родители, желающие помочь учителю. Как следствие театральной деятельности, в гимназии традиционно организуется и проводится ряд мероприятий. Ежегодно осенью учащиеся старших классов принимают участие в   Пушкинском бале. Они представляют свои постановки по мотивам произведений А.С.Пушкина. В рамках Праздника, посвящённого творчеству А.С.Пушкина,  учащиеся 5-6 классов участвуют в Фестивале сказок. Мероприятие вызывает большой интерес у ребят. Они с удовольствием работают над сценарием, придумывают костюмы, декорации. В подготовке этого мероприятия оказывают помощь родители, что способствует решению задачи укрепления связей между школой и семьёй. Это мероприятие всегда собирает достаточно большое количество зрителей, что позволяет сделать вывод об интересе к театральному творчеству наших учащихся. Учащиеся младших классов также готовят театральные постановки, посвящённые юбилеям  детских писателей, календарным датам. Программа праздничных концертов,   посвящённых Дню учителя, Международному женскому дню, включает выступления учащихся гимназии. Во время этих выступлений ребята демонстрируют свои танцевальные, музыкальные, актёрские способности.

В 2008-2009 учебном году было принято решение провести Школьный театральный фестиваль, который охватил бы всех учащихся гимназии.

 Целями этого мероприятия мы определили следующие:

  • развитие детского творчества;
  • повышение мотивации к изучению творчества русских писателей;
  • воспитание духовной культуры обучающихся.

Задачи:

  • активизация совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся;
  • развитие самоуправления в классных коллективах;
  • выявление творческих способностей учащихся.

Для осуществления более профессионального подхода к этой работе были привлечены высококвалифицированные специалисты: художник-оформитель, режиссёр-постановщик и заведующий музыкальным отделом городского Дворца культуры Пахомова О.Н., Мутовина А.А. и Чен В.Н., которые консультировали юных актёров, сценаристов, костюмеров и декораторов.

Классными руководителями, на плечи которых должна была лечь вся подготовительная работа по организации и проведению данного мероприятия, были высказаны различные мнения на этот счёт. Были положительные реакции, были негативные высказывания. И это понятно, разумеется, что это мероприятие увеличивает объём работы и без того достаточно загруженного классного руководителя. Но в процессе обсуждения было принято решение провести фестиваль и сделать его ещё одним традиционным мероприятием гимназии, который позволит поддерживать связь с общественностью города в лице родителей, продемонстрировать творческую деятельность учащихся.

Был создан оргкомитет по выработке положения фестиваля, алгоритма подготовки мероприятия. Темой первого Школьного театрального фестиваля стала тема «Герои детства». Подготовка заняла два месяца работы. Каждый класс путём жеребьёвки получил задание – представить произведение К.И.Чуковского.  Они занимались сценарием своего произведения, подбором костюмов, грима, созданием декораций, выпуском афиши, оснащением необходимым оборудованием и атрибутами своей постановки, вопросами музыкального оформления, распределением ролей. При подготовке юным актёрам оказывалась помощь специалистами, родителями и, конечно, классным руководителем, который координировал работу. Итогом этого мероприятия  стали положительные отзывы о фестивале, заряд энергии, который получили все участники, зрители и организаторы. Задачи, поставленные  перед педагогическим коллективом, способствовали достижению целей воспитания.

Было принято решение  продолжить работу в данном направлении и сделать Театральный фестиваль ежегодным и традиционным мероприятием гимназии.

Из отзывов.

Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.               

                                                                              Максим, Илья, 9а класс.

Ребята тщательно готовились, и это достойно оценили зрители. Фестиваль прошёл весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с другой сторон (с лучшей). Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.

                                                             Юлия Замотаева, Таисия Молчанова, 9а класс.

Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от фестиваля. Талантливые дети учатся в нашей гимназии. Спасибо устроителям и исполнителям.

                                                                  Терентьева С.В., учитель немецкого языка.

Я очень довольна фестивалем. Мне очень понравилось быть актёром. Приятно видеть  зрителей, которые тебе аплодируют. Самой тоже было интересно посмотреть на выступления других, особенно старшеклассников. Их постановки повеселили меня и моих друзей вдоволь. Конечно, хочется, чтобы фестивали  были хорошей традицией в нашей гимназии.

                                                                               Попова Влада, 7в класс.

Хороший фестиваль. Много зрителей, аплодисментов, счастливых лиц. Хочется, чтобы такие мероприятия в гимназии существовали всегда.

                                                                                Маныцкова Софья, 7в класс.

Часто слышишь, что у нас плохая молодежь. Никогда с этим не была согласна. У самой пять внуков и правнук. Дети у нас замечательные, только их надо организовать, дать возможность показать себя с хорошей стороны. Спасибо нашим учителям. В гимназии умеют помогать детям, проявлять свои таланты. Всегда стараюсь посещать различные внеклассные мероприятия, получаю от них огромное удовольствие. От фестиваля в восторге.

                                                       Суслова Л.А., бабушка учеников 7 и 8 классов.

С огромным удовольствием провели субботний день в гимназии. Восхищались талантом педагогов, сумевших организовать такой фестиваль, любовались детьми. Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.

                                                                       Родители учащихся гимназии.

АФИШИ   ТЕАТРАЛЬНОГО   ФЕСТИВАЛЯ
бал    бал   бал   бал
бал    бал   бал   бал

бал    бал   бал

бал   бал   бал

Другие материалы на тему Театрального фестиваля на сайте

Категория: УMК учителей иностранных языков | Добавил: gym1 (11.05.2009)
Просмотров: 4512 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
0
1 direktor   [Материал]
спасибо за интересную информацию,попробуем у себя на следующий учебный год

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Категории раздела
УMК учителей русского языка и литературы [8]
УMК учителей иностранных языков [12]
УМК естественнонаучного цикла [13]
УMК учителей обществоведческого цикла [1]
УMК учителей технологии, физической культуры и ОБЖ [5]
УMК учителей начальных классов [3]
Администрация [3]

Поиск


Статистика
  Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Сегодня нас посетили
admin