Гимназия_1



Меню сайта


Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Главная » Статьи » Учебно-методические кафедры » УMК учителей иностранных языков

Маныцкова О.М. Концепция воспитательной системы.
Маныцкова Ольга Михайловна- образование высшее, окончила Ростовский-на-Дону Государственный педагогический институт в 1991 году. Педагогический стаж - 21 год. В гимназии №1 г. Полярные Зори в 7 «в» классе, работаю  с 2006 года. Все это время – учитель английского языка. Учитель высшей категории.

Концепция воспитательной системы.

Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без веры в ребенка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся, как карточный домик.
В.А. Сухомлинский       
Содержание 
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
3. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса.
4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
5. Программа воспитательной работы .        

1. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Во 7в классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15мальчиков.
Это класс углублённого изучения английского языка.
Возраст детей различен: 1995 г.р. - 9, 1996г.р. – 19. 
Все дети физически развиты. 
Третий  год работаю с данным классом.
         Главной целью воспитательной работы считаю - создание здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Упор на развитие 5 потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического. Приоритетными считаю нравственный и коммуникативный потенциалы. 
          Дети в классе стали более дружны, работоспособные, внимательны, любознательны.
Кредо классного руководителя:
  • принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  • увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
  • для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце
  • способность к общению, к признанию равенства души; 
  • главное – идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая. 

2. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

           Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения  и воспитания ребенка.
          Личностно-ориентированное воспитание – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством.
         Основные педагогические механизмы – это  воздействие словом и примером общения, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
         Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив,  сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.
          Необходимо сделать так, чтобы эти ценности "пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка". 
         Необходимо научить детей учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
         Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регулятором поведения ребенка.
         Основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном поведении, воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.
         Одним из важнейших компонентов нравственного развития  школьников является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояния.
         Нравственные ценности русского народа (трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле) открывает детям мир народной культуры.  
         Одним из составляющих нравственного воспитания является здоровый образ жизни. Необходимо должное внимание уделять и приобщению к гигиенической культуре, организации здорового образа жизни. Ребенок должен научиться беречь и охранять свое здоровье.

Цель воспитательной системы класса:

развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, воспитание личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.

Задачи:
  • содействовать развитию эмоционально-волевой сферы детей, формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни;
  • способствовать формированию ценностного отношения к природе, как общему дому человечества;
  • приобщать к истории и культуре Отечества, знакомить с обычаями и традициями наших предков, изучать историю родного края;
  • развивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие через конкретные дела.

3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

          Главным системообразующим фактором служит совместная и индивидуальная деятельность учащихся, которая носит творческий индивидуально-личностный характер.  
          Каждая личность уникальна, каждый по- своему воспринимает окружающий мир. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научить делиться своими проблемами.
         Главное – создание атмосферы морально- психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива в целом.

Годовой круг традиционных дел:

  • День Знаний,
  • Традиционный поход в лес,
  • Постановка сказки,
  • Новый год,
  • «Рыцарский турнир»,
  • «Поздравление девочек, мам и бабушек с 8 Марта»,
  • встреча с защитниками Отечества, участниками Великой Отечественной войны,
  • «Безопасное колесо»;
  • экскурсии: в музеи, посещение выставок ;
  • Поездки: города Мурманской области и России
  • конкурсы рисунков, стихов, поделок.
       Формирование самоуправленческих начал в жизни класса.
Самоуправление осуществляется посредством создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений.
        В развитии  школьников необходимо широко использовать социокультурный потенциал города: музей,  библиотеку,  ДДТ, информационный центр КАЭС, .музыкальную школу.
         Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
  • много знать – престижно;
  • помогать друг другу – нормально;
  • жить в неуютной обстановке – нельзя;
  • не делать другим того, чего не желаешь себе;
  • творить для других добро, если для этого есть возможности. 
         Механизмы формирования образа жизни:
Норм культурной жизни великое множество, но у всех единое основание – истина, добро и красота. Учащиеся 7  класса уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро, красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
         Формирование образа жизни  пошаговое движение. Способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требует определенной интеллектуальной, духовной, душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

4. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

            Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся  в течение всего периода обучения в среднем звене  смог развить личностные качества, необходимые в дальнейшем для комфортного пребывания и успешного обучения в старшем  звене, освоил нормы культурной жизни.
          Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью.
          В качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека, то следовательно, основание такой жизни – истина, добро, красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьников.
         Для более целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного процесса можно использовать такие показатели:
  • внешний облик человека;
  • физическое и психическое развитие детей;
  • их поведение;
  • качественность разнообразной деятельности учащихся;
  • способности и самочувствие детей;
  • ценностные предпочтения;
  • отношение ребенка к своему «Я»;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива;
  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности  школьника.
5 потенциалов личности  школьника:

1. нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащихся таких ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
2. познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному труду, устойчивый интерес к познанию;
3. коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; 
4. художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства, к элементам русской народной культуры;
5. физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.

          Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы учащиеся  отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты. 


5. ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ

«Культура поведения и общения»
 Цели программы:     
  • воспитать детей грамотными, культурными в общении;
  • прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома;
  • обращать особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, любви и т.д.;
  • закреплять навыки культурного поведения в процессе учебы, отдыха, трудовых дел школьников. 
            Для реализации данной программы мною разрабатываются различные мероприятия,  направленные на формирование культуры поведения и нравственного воспитания учащихся: классные часы в форме беседы, опроса, тестирования, диспута; родительские собрания и беседы с отдельными родителями; коллективные походы на природу, посещение музеев, памятников истории и культуры  и т.д. 

         Кл. часы  по теме «Воспитанный человек. Культура общения».
Гл. цель:   раскрыть понятие «Культурный, воспитанный человек».
  • Первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения.
  • Второе условиевоспитанности – тренироваться, упражняться в правильном поведении.
  • Третье условиевоспитанности – прочные и устойчивые привычки поведения.
         Задачи: в процессе внеклассной работы, в ходе подготовки конкретных дел необходимо формировать у каждого ребенка потребность считаться с правилами поведения, потребность вырабатывать и развивать мышление, красивую литературную речь, добиваться умения пользоваться ею всегда и везде; познакомить детей с историей возникновения общепринятых человеческих правил и добиваться применения их в каждодневных поступках дома, на улице, в школе.
         По данной тематике проведены классные часы:
«Этикет»;
«Что такое дружба? Взаимоотношения в классе»;
«Что такое счастье?»;
«Доброта спасёт мир»;
«Что такое самоуважение»;
«Диагностика учащихся»;
«Этика и воспитание»;
«Великие женщины Великобритании»;
«Культура речи (к Международному дню чтения)»;
«Самоуправление в поведении»;
«Знакомство с правилами поведения в школе»;
«Некоторые правила, закреплённые в Уставе гимназии» (изучение требований к внешнему виду учащихся гимназии; как чувствовать прекрасное в одежде, выбирать одежду так, чтобы она соответствовала времени, месту, случаю и степени официальности мероприятия);
«Пользование мобильными телефонами в общественных местах»;
«Беседа по правилам дорожного движения»;
«Как вести себя на улице»;
«Поведение в музеях и храмах»;
«Правила поведения в медицинских учреждениях»;
«Культура поведения вне дома»;
«Подготовка к Международному дню приветствий» и многие другие.

Встречи с родителями.
Родительские собрания на темы:
«Культура общения в семье»;
«Работа школы и семьи по вопросу культуры общения»;
«Культура внешнего вида школьников»;
«Правила поведения в гимназии» (знакомство родителей с разделами Устава  гимназии, беседа о вреде курения);
«Диагностика культуры общения в семье»;
«Принятие правил поведения учащихся» и другие.

Мероприятия «Культура быта»
Цели:
1)    научить детей не только видеть и понимать прекрасное во всем, но и создавать его в своем доме и вокруг него;
2)    привить навыки культуры быта;
3)    научить создавать уют в квартире, в классе, в школе;
4)    воспитывать в детях трудолюбие, ответственность, дисциплину.

Проведены следующие мероприятия:
1. Беседа о благоустройстве школы и своего класса.
2. Беседы о бережном отношении к окружающим нас предметам.
3. Ежемесячная помощь в уборке своего класса.
4. Посадка комнатных цветов для класса.
5. Трудовой десант «Учимся быть хозяевами школы»:
 - уборка территории вокруг школы;  
- посадка деревьев на закреплённом участке.

          Учащийся должен испытывать чувство ответственности за порученное дело, должен научиться жить в коллективе, стать активнее, проявлять инициативу, учащиеся должны стать сплоченнее, дружнее. е должно быть ему, иначе обижается, отказывается работать.  
          Приоритетными направлениями в работе в 2008-09 учебном году считаю следующие:
1. развитие эмоционально-волевой сферы учащихся, знакомство с моральными чертами характера, развитие коммуникативных способностей, научить преодолевать негативные черты характера
2. развитие чувства «Мы», доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим
3. формирование здорового образа жизни через формирование полезных привычек
4. приобщение к истории и культуре Отечества путем знакомства с традициями и обычаями наших предков  

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1. Проанализировать занятость детей в кружках, секциях по интересам
2. Индивидуальная работа по коррекции поведения учащихся, фамилии которых записывают учителя в дневник класса.
3. Оказание помощи учащимся в выполнении ими своих обязанностей.
4. Индивидуальные собеседования с учащимися по вопросам:итоги успеваемости; бережное отношение к школьному и личному имуществу;соблюдение правил личной гигиены;соблюдение режима дня 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Отношение учащегося к выполнению домашних заданий, степень самостоятельности при выполнении заданий.
2. Обсуждение поездок на осенние, зимние и весенние каникулы.
3. Организация совместных праздников. 
4. «Родительские встречи» по итогам успеваемости за каждый триместр и учебный год. 

Категория: УMК учителей иностранных языков | Добавил: le-savchen (04.04.2009)
Просмотров: 7568 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 2
0
2 веточка1981   [Материал]
слово в слово написано с другой воспитательной ситемы.
Ответ: Ссылочку напишите.

0
1 веточка1981   [Материал]
У кого списали? Я уже встречала такую же воспитательную систему в интернете!!! Свое нужно придумывать.
Ответ: Структура воспитательной системы она единая и не особенно отличима от других подобных документов, но учитель показала, как и через какие мероприятия в классном коллективе она это реализовала.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Категории раздела
УMК учителей русского языка и литературы [8]
УMК учителей иностранных языков [12]
УМК естественнонаучного цикла [13]
УMК учителей обществоведческого цикла [1]
УMК учителей технологии, физической культуры и ОБЖ [5]
УMК учителей начальных классов [3]
Администрация [3]

Поиск


Статистика
  Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Сегодня нас посетили