Гимназия_1



Меню сайта


Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Главная » Статьи » Учебно-методические кафедры » УMК учителей русского языка и литературы

Баранова О.С. Количественные числительные в речи.
рисунок  рисунок       рисунок
 
Количественные числительные в речи. 

Цели урока:
 - обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;
 - повторить грамматические признаки имени числительного;
 - учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;
 - обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление,
 - воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных,
 - учить понимать, толковать и использовать в речи пословицы и поговорки с числительными.
Вступительное слово учителя.
 
        Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько киловатт – часов электроэнергии  выработала КАЭС, она «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии. Цифра  расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.
          Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу!
           Рассказ о гимназии в цифрах (сообщение ученика, бравшего интервью у директора школы)
-Что такое имя числительное?
- Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
- Назовите разряды количественных числительных.(целые, дробные, собирательные)
 - Чем отличаются простые числительные от сложных и составных?

Задание1.
           Устно расскажи о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые ты должен озвучить). Я  просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное)  часа трачу  на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога  домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки).  На чтение книг остается  немного времени. Это обычно (составное) минут.
 - Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?
- Как склоняются дробные числительные?
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Какие числительные имеют только две падежные формы?
- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

Устно.
1.  Определите частеречную принадлежность следующих слов: десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, один, тройной, единственный, два, трое, двое, тройка, сотый, втроем, вдесятеро,  вдвоем,  две, три, пятеро, впятером, тройник, пятак.
2. Отгадайте загадки.
Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол).
Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь).
У двух матерей по пяти сыновей, все в одно имя (руки, пальцы).
Семьдесят одежек, и все без застежек (капуста).
Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун (корова).
Два братца в воду глядятся, а все не сойдутся (берега).
Ребята, подумайте: что первым появилось: буквы или цифры?

Имя числительное – молодая часть речи. Когда – то на Руси цифры обозначались… буквами. ( знакомство с иллюстрацией, сообщение ученика)

Фразеологическая пятиминутка. Семь, семь, семь...
Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» [т.е. без надзора, без присмотра]. Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Число семь встречается и в пословицах других народов. Японцы, например, утверждают: «Белила семь недостатков скроют». Бенгальская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». Армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».
          У многих народов в обычаях и суевериях отразилось это число.
Задание 1.
Прочитайте пословицы и поговорки. Три из тех, которые вам понравились, запишите в тетрадь. Цифры пишите словами. Две пословицы (по выбору учителя) прокомментируйте.
1.Он 7 лет все на одной дудке играет (русская).
2. 7 капралов над одним рядовым (русская).
3. Лук 7 недугов лечит (русская).
4. Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз (вьетнамская).
5. Хорошо ружье бьет: с печки упало —7 горшков разбило (русская).
6. 7 ворот — один огород (русская).
7. 7 раз подумай, один раз скажи (монгольская)
8. У ленивого 7 праздников в неделю (армянская).
9. Голого и 7 разбойников не разденут (грузинская).
10. Пичужка знала 7 языков, но когда ястреб нагнал ее – забыла и свой родной (осетинская).
11. Разлучившийся с другом плачет 7 лет, а  расставшийся с родиной плачет всю жизнь (татарская).
12. 7 раз проверь, прежде чем усомниться в человеке (японская).

Задание на доске.
Сделайте синтаксический разбор предложений по вариантам:
1й вариант:   Один рубит, семеро в кулак трубят.
2й вариант:  Семеро одного не ждут. (проверка)

Задание 2.
Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите числительные и скажите, к какому разряду они относятся. Что обозначают числительные этого разряда?
1.Двое пашут, а семеро руками машут (русская).
2. Семерым просторно, а двоим тесно (русская).
3. У семерых приглашающих – гость за порогом (осетинская). 
4. Сам не дерусь, а семерых не боюсь (русская).
5. Лиса семерых волков проведет (русская).
6. Хорошая дочь семерых сыновей стоит (армянская).
7.Трое осудят, десятеро рассудят (русская).
8. Сметлив и хитер – пятерым нос утер (русская).
9. Один друг шестерых родственников заменит (японская).
10. На пашне один, а за столом – семеро (чувашская).
11. Семеро одного не ждут (русская).
12. Семеро одну соломинку поднимают (русская).
13. Глядит, словно семерых проглотил, восьмым поперхнулся (русская).
16. Девятеро одного петуха режут (латышская).
17. На гору десятеро тянут, а под гору один столкнет (русская).
18. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить (русская). 19. Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит (русская).
20. Мать может прокормить десятерых детей, десять детей не могут прокормить одну мать (вьетнамская). 

Собирательные числительные сочетаются не с названиями животных, а с названиями детенышей животных: семеро козлят, пятеро лисят.
Собирательные числительные сочетаются с названиями лиц общего рода: трое сирот.Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими парные предметы: двое туфель.
Собирательные числительные сочетаются с существительными, употребляющимися только во множественном числе: четверо ворот.
Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского рода: двое мальчиков.
 
Задание устное (упр. № 244)
Найди и исправь ошибки в употреблении количественных числительных. Обращение к учебнику (инсценировка по рассказу А. П.Чехова «Размазня» - упр.
№232).
 Числительное девяносто и сто  в им. и вин. падежах пишется с буквой о на конце, а в остальных падежах – с буквой а.

Задание 3. Спишите пословицы, дописывая недостающее окончание в числительном. Согласны ли вы с тем, что утверждает пословица № 2?
1.Бык стоит девяност_рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит (монгольская). 
2. Каков в девять лет, таков и в девяност_ (турецкая).
3. Недалеко к милому – девяност_ верст в сторону (русская). 

Ребята, обращали ли вы внимание на то, как употребляется в речи числительное «тысяча»? Придумайте словосочетания с этим числительным. (тысяча рублей, тысяча извинений). 
Правильно. После него следует существительное в род.падеже.

Послушайте сказку Ф.Кривина «Имя числительное» («Тысяча штук») –  рассказывает ученик.
Когда Тысяча явилась в предложение, все места были уже заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть здесь самое главное.
– Миллион извинений, – сказала Тысяча. – Я отниму у вас не больше одной минуты.
– Пожалуйста, – любезно ответило Слово. – Слушаю вас.
– Помогите мне устроиться в предложении, – попросила Тысяча. – Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
– Чем же я могу вам помочь?– О, ведь вы здесь самое большое слово, самый главный член предложения!
– К сожалению, я – не главный член предложения, – сказало слово с действительным сожалением. – Я всего лишь деепричастие... Так сложились обстоятельства – ничего не поделаешь.
– А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?
– Что величина! Вон видите – самое короткое слово? В нем всего четыре буквы. А ведь это – подлежащее!
– Так вот оно какое, подлежащее! – протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилась к подлежащему. Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.
– Существительное, – коротко представилось оно Тысяче. – А ваше имя?
– Числительное, – сказала Тысяча и тут же добавила: – Можете называть меня просто – Тысяча. Так меня называют все знакомые.
И Тысяча изложила Существительному свою просьбу.– Право, не знаю, как вам помочь, – сказало Существительное. – Все вакансии у нас заняты... Разве что зачислить вас на должность служебного слова?
Тысяча слегка поморщилась.– Нет, для этого дела я вряд ли подойду, – сказала она и, немного подумав, предложила: – А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места...– Дело не в месте, – сказало Существительное. – Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы – я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств...
– Зачем вам качества? – прервала его Тысяча, смелея. – У меня есть количество – и этого достаточно.–
 Количество? – переспросило Существительное. – Что ж, количество – это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.
И Тысяча осталась при Существительном.
Сначала оно пробовало давать ей самые мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялась Существительному, но даже не хотела с ним согласоваться.Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место,  оттеснив Существительное на второй план.
А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.Так оно склонилось перед ее количеством.

Задание 4.Спишите только две пословицы, одна из них говорит о бессердечном человеке, а другая – о хитром Тыс_ча друзей – мало, один враг – много (турецкая).
2. И тыс_ча слухов еще не правда (монгольская).
3. Талантов тыс_ча, а сердца нет (японская).
4. У иноходца тыс_ча путей, у хитрого тыс_ча слов (русская).
5. И тыс_ча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).
6. И через тыс_чу преград вода все равно течет в море (китайская). Народные пословицы с числительным «тысяча» (читает учитель)

1.Тот, кто учен, от 1000 бед защищен (татарская).
2. От 1000 сует пользы делу нет (туркменская).
3. Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).
4. Один глупый бросит алмаз в море – 1000 умных не достанет (грузинская).
7. И путешествие в 1000 стран начинается с первого шага (монгольская).
8. Если не один возьмется, а 1000, тогда и самое тяжелое бревно станет легким (эфиопская).
9. По одному поступку можно судить о 1000 других (вьетнамская).
10. Москва не сразу строилась [основана в 1147 году] (русская). 
13. Не сосчитав, не говори «1000» (туркменская)

Задание 5. Спишите пословицу, заменяя цифры словами. С каким разрядом сейчас работаем? Скажите, вы согласны с пословицей?
3/10 красивых женщин – от природы, а  7/10 – от нарядов (китайская).

Фразеологическая пятиминутка.
Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер. Не так было раньше.
На Руси издавна была принята восточная мера длины – аршин, или локоть (арш – по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнивать.
Выделывали аршины кустари по деревням и, конечно, ни за какой особенной точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов – и покороче, и подлиннее – и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.
Теперь вся эта путаница мер давно забыта, но словами мерить на свой аршин еще пользуются. Мерить на свой аршин – это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято. Ребята! А для чего нам нужно знать старинные русские меры длины, веса?  (это наша история  и наш язык, ведь многие фразеологизмы сохранились в нашей речи, их надо понимать и уметь истолковывать). Например: Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, мерить на один аршин, видеть на три аршина в землю, видеть на три аршина под землей, от горшка два (три) вершка, за семь верст киселя хлебать, семь верст до небес, коломенская верста, мерить версты, с коломенскую версту, в косую сажень, косая сажень, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу.

Задание 6. Прочитайте таблицу и используйте ее при списывании пословиц; в скобках вместо точек словами напишите нужные количества.
Запишите 2 понравившиеся вам пословицы

Аршин  = 0.71
смвершок = 1/16 аршина = 4.45см
пядь = 1/4 аршина, 18 см
сажень = 3 аршина, 2 м 13 см
верста = 1.06 км

пуд = 16 кг
фунт = 454 г
золотник = 4,26 г
центнер = 100 кг
тонна = 1000 кг

1. Фунт(…)  пуду(…) уступает (русская).
2. Чужой вершок(…) видит, а свой аршин(…) не замечает (японская).
3. Дела на вершок(…), болтовни на сажень(…)  (индонезийская). 
4. Болезнь приходит пудами(…), а уходит по золотнику(…) (башкирская).
5. И у насекомого с вершок(…) полвершка(…)  душа занимает (японская).
6. Семи пядей(…) во лбу (русская).
7. За семь верст(…) комара искали, а он на носу (русская).
8. Человека узнаешь, когда с ним пуд(…) соли съешь (русская).
9. Мал золотник(…), да дорог (русская).
10. Знает, почем фунт(…) лиха (русская).
11. Один грамм хвастливости портит центнер (…)достоинства (французская).
12. Грамм любви перевешивает тонну(…) законов (английская).

В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.  «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна.

Задание 7. Спишите поговорку и скажите, чему был равен пятиалтынный – денежная единица на Руси в старину. По-латыни - 2 алтына, а по-русски - 6 копеек (русская).

Задание 8. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.  714, 15, 3247,16, 318, 140, 327.3, 28, 220, 126, 145, 615, 18, 2225.713, 116, 512, 43,2000000, 320, 17, 333.

Итоги урока.

 
Категория: УMК учителей русского языка и литературы | Добавил: gym1 (20.01.2009)
Просмотров: 28893 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.0/19
Всего комментариев: 5
0
5 Олеся   [Материал]
а предложения из сказок с числительными????

0
4 Ваня   [Материал]
Клас мне как раз пригодилось =)

0
3 slowo   [Материал]
У меня не было такой цели, Вадим. Таких произведений много.
Поэма "Двенадцать" А . Блока
"Сорок первый"Б. Лавренёва
"Два капитана" В. Каверина
"Три толстяка" Ю. Олеши и др.

0
2 вадим   [Материал]
вы можите поставить не хот урока а НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КОТОРЫЕ ВХОДЯТ ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ?А????????????7

0
1 алина комарова   [Материал]
Здорово!!! для начинающих учителей в самый раз!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Категории раздела
УMК учителей русского языка и литературы [8]
УMК учителей иностранных языков [12]
УМК естественнонаучного цикла [13]
УMК учителей обществоведческого цикла [1]
УMК учителей технологии, физической культуры и ОБЖ [5]
УMК учителей начальных классов [3]
Администрация [3]

Поиск


Статистика
  Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Сегодня нас посетили
admin