Гимназия_1



Меню сайта


Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Главная » Статьи » Учебно-методические кафедры » УМК естественнонаучного цикла

Христолюбова Т.Б. Праздник "По следам математики".
Математический праздник «По следам математики»
Рис    

О, математика земная,

Гордясь, прекрасная, собой
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
       
Математическая история начинается в Древней Греции (VI в. до н. э.)
Рис

Пифагор.
Фалес из Милета, ты не был на родине два года. В какой прекрасной стране ты был? Что же восхитило тебя, Фалес?
Фалес. О! меня восхитили ГАРПЕДОНАПТЫ.
Пифагор. Это такие звери?
Фалес. Нет. Это люди. Землемеры – геометры (по-гречески).
Пифагор. Чем они восхитили тебя?
Фалес. Знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить площади и объёмы; делить отрезок на две равные части циркулем; находить площадь круга. У них есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5 локтей. Стороны его – гипотенуза и катеты.
Рис

История утверждает, что зарождение геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно заново делить земли.

АРХИМЕД
   Рис     

Архимед.
Отношение длины окружности к ее диаметру всегда одно и тоже,  пусть это будет «ПИ». Да!! Не удалась Марцелу, осадившему мой родной город Сиракузы, победа с моря. Из-за стен города с катапульт вылетали огромные камни и в щепки разносили суда римлян. Длинные «удочки» большими крючками поднимали над водой лодки врага и топили их в море. Мои изобретения помогали в течение двух лет держать осаду. Но сегодня Сиракузы пали. Часовые заснули, и враги захватили город.

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не помнит, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.

          В Египте и Греции развивались геометрия и дроби. Алгебра развивалась на Востоке.  Как и кем было сделано это открытие – тайна, но произошло это в Индии, а в Индию часто приезжали арабы, поэтому цифры называются арабскими.

Рис

Аль-Бируни. Господин Брамагупта, какую систему счисления вы используете?
Брамагупта. У нас десятичная и позиционная система счисления. Если 1 стоит впереди, а 2 – позади, то 1 означает десятки, а 2 – единицы.
Аль-Бируни. У нас такого знака не знают. У римлян запись числа очень длинная. А у греков вообще буквы с чертой наверху.
Аль-Бируни. Сколько у вас таких знаков?
Брамагупта. Десять. Система ведь десятичная.
Аль-Бируни. Десять? Но ведь здесь всего девять.
Брамагупта. А да, еще суниа! Пустота, ничто.
Аль-Бируни. А, ас-сифр, «сифр».  Очень долго цифрой называли только НУЛЬ.

          Даже в русской арифметике Магницкого 1703 г. цифрой назван только «нуль». Позднее индийское «суниа» - «пустота, ничего», что по-арабски звучит как «ас-сифр», стали называть по-латыни – «нуль». А цифрами стали называть все 10 знаков от 0 до 9-ти.

Европа, 15 век.
Рис   

В мастерской художника.
Кухарка. Синьор, помогите мне, пожалуйста. У меня никак не сходятся счета.
Художник. Что там у тебя, Мария?
Кухарка. Синьор, вы дали мне на расходы 5 тыс. лир. Я купила мяса на 800 лир, капусты на 10 лир, зелени на 15 лир, хлеба на 100 лир, мыла на 55 лир.
Художник.  800 прибавить 10, прибавить 15, прибавить 100, прибавить 55; 5000 вычесть… Как неудобно каждый раз писать «прибавить» и «вычесть». Может быть, заменить эти слова значками? Например, вместо «прибавить» писать «+», а вместо «вычесть» писать «-».

         Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять… В некоторых странах пытались вводить знаки, но они «не прижились». А вот «+» для обозначения сложения и знак «-» для обозначения вычитания, предложенные художником ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, стали общеупотребляемыми. Этот ученый, великий художник, известен и как архитектор, инженер; у него имелись труды и по математике.
     

В 17-18 вв. центром научноймысли стала Европа: Франция, Германия, Польша.
Рис

В школе.
Ученики. Здравствуйте, господин учитель!
Учитель. Здравствуйте. Прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня младшие ученики должны выполнить 99 сложений – найти сумму всех целых чисел от 1 до 100: 1 + 2 + 3 + … + 99 + 100.      Приступайте.
Ученик. Готово. Я вычислил сумму, господин учитель: 5050.
Учитель. Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ? 
Ученик. Я все объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, будет 101; 2 и 99 – тоже 101, 3 и 98 – тоже 101 и т.д. Таких сумм будет 50. Следовательно,  101 х 50 = 5050.
 
          Математические вычисления заменили этому ребенку обычные детские игры. Он делил 1 на все простые числа подряд и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Это юное дарование звали КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС. Впоследствии его называли «королем математики».

Россия, XIX век. У каждого народа были свои меры длины.
У каждого человека был свой «аршин».
Рис

На ярмарке.
Приказчик. Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?
Покупательница. Отмерь-ка мне, любезный, четыре локтя шелка.
Покупательница. Я просила четыре локтя, а здесь только три.
Начинают ссориться.
Приказчик. С такими покупательницами, с такими длинными руками! Разоришься.
Покупательница. (разводит руками). Да у меня самые красивые ручки в городе!
(ссорятся)
Ученый. Я разрешу ваш спор. Вот вам метр из Палаты мер и весов. Измеряйте ткань с его помощью, и когда каждый не будет мерить на «свой аршин», не будет и недоразумений.
           Такие, а быть может и совсем другие истории часто случались с продавцами и покупателями, пока не была введена единая метрическая система мер СИ.
           Вместо фунтов – граммы, вместо футов, локтей, дюймов – сантиметры, вместо верст, миль – километры. В России система СИ была введена в 1899 г. и очень долго «не приживалась». Великий русский ученый Н.И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы, и его дело увенчалось успехом.
Рис

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук;
Надежду нынешнего века –
Царицу всех земных наук.

Категория: УМК естественнонаучного цикла | Добавил: le-savchen (08.04.2009)
Просмотров: 2636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
1  
Большое спасибо за помощь! Замечательный материал!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Категории раздела
УMК учителей русского языка и литературы [8]
УMК учителей иностранных языков [12]
УМК естественнонаучного цикла [13]
УMК учителей обществоведческого цикла [1]
УMК учителей технологии, физической культуры и ОБЖ [5]
УMК учителей начальных классов [3]
Администрация [3]

Поиск


Статистика
  Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Сегодня нас посетили