Гимназия_1



Меню сайта


Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Главная » Статьи » Учебно-методические кафедры » УМК естественнонаучного цикла

Развитие творческого потенциала обучающихся
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»

Автор: Бердина Наталья Анатольевна, учитель физики МБОУ гимназии № 1 г. Полярные Зори, Мурманская обл.

1. Введение

Современный человек – тот, кто много знает и умеет. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования с точки зрения развития интеллекта. Но не только знания и умения определяют уровень интеллектуальности человека – важно умение человека самому приобретать необходимую информацию, творчески, в соответствии со своими запросами, ее перерабатывать. Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней.

Интеллект и творчество – то, что необходимо в любой ситуации каждому человеку в постоянно меняющемся мире.

Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.

Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи. Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих друг другу процесса. Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является одним из принципов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности.

Традиционная школа, направленная на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

2. Цели и задачи педагогического опыта.

В свете перехода современного образования от знаниевой парадигмы к деятельстной целью моей педагогической деятельности является развитие ребенка как компетентностной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Одной из приоритетных задач моей педагогической деятельности является развитие ребенка как творческой личности.

В связи с этим целью моей работы является создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Цель работы: показать, с помощью каких форм и методов на практике решается данная задача. 

3. Направления реализации педагогического опыта.

Одним из основных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся является сформированная положительная мотивация, для создания которой я делаю следующее:
После прохождения некоторых тем, предлагаю детям написать сочинение об изученном явлении, физической величине (сочинения по физике на тему: «Пропала сила трения» смотри в приложении № 1) или написать стихотворение (смотри приложение № 2). -3- Задаю творческие домашние задания. Такие как: изготовление моделей измерительных приборов; моделей атомов и ионов; выращивание кристаллов; изготовление демонстрационных моделей фонтанов (смотри приложение № 3). Начиная с 7-го класса, привлекаю обучающихся к участию в проектной деятельности (смотри приложение № 4). Поощряю представление изученного материала в виде презентации, мини - проектов (смотри приложение № 5).

В рамках предметной недели провожу различные конкурсы: газет, рисунков, стихов, фотографий. Из лучших детских работ составляю выставки рисунков, фотовыставки (смотри приложение № 6).

Одной из форм внеклассной работы является проведение игр. Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Цель игры может быть различна: от повышения мотивации к изучению предмета и до рефлексии (проверки знаний).

В начале изучения предмета 7-8 классы основная цель - повышение мотивации к изучению физики. В старших классах – повторение и закрепление изученного материала.

Следуя современным требованиям к образовательному процессу, я разрабатываю игры с использованием ИКТ технологий, используя материалы КИМов ГИА и ЕГЭ. После проведения «Звёздного часа» у детей заметно повышается интерес к предмету. У учеников есть желание проводить такие игры чаще. Данная форма работы не только нравится детям, она способствует вовлечению родителей в образовательный процесс (родители могут привлекаться в качестве членов жюри, болельщиков и помощников «игроков»).

Физическая игра «Звёздный час» может проводиться не только во время «недели физики». Она может быть использована на уроках повторения, как отдельных тем, так и целых разделов. Вопросы каждого тура могут изменяться в зависимости от класса и изучаемой темы (смотри приложение № 7).

 Использование таких форм и методов помогает не только развивать физическое мышление, совершенствовать экспериментальные умения школьников, но и позволяет воспитывать самостоятельность, находчивость, нестандартное, творческое мышление. В результате раскрываются индивидуальные познавательные возможности ученика, совершенствуются его творческие способности.

Каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность, самовыражение. Темпы развития личности индивидуальны, потому важно вывести личность каждого ученика в режим развития.


Список литературы:

1. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. - Школьные технологии. №2. 2002.
2. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. – N1. – С. 24.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в практическую философию. – М.: Школа-пресс, 1995. – 447с.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. – 224с.
5. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. – М: Знание, 1976. – 394с.
6. Степанова Г.Н. Обновление содержания физического образования в основной школе на основе информационного подхода. Автореф. Дисс. … д–ра пед. Наук / М.: ИОСО РАО, 2002. – 36с.
7. Солсо Р. Когнитивная психология – СПб.: Питер, 2002. – 592с.
8. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская и др.; под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 368с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования – СПб.: Питер, 2002. – 272с.

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»

Категория: УМК естественнонаучного цикла | Добавил: le-savchen (23.05.2013)
Просмотров: 1188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа


Категории раздела
УMК учителей русского языка и литературы [8]
УMК учителей иностранных языков [12]
УМК естественнонаучного цикла [13]
УMК учителей обществоведческого цикла [1]
УMК учителей технологии, физической культуры и ОБЖ [5]
УMК учителей начальных классов [3]
Администрация [3]

Поиск


Статистика
  Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Сегодня нас посетили
admin